МБОУ "СОШ № 6 им. Сирина Н.И."
г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 27
  • Школьная служба примирения (медиации)

    Школьная служба примирения – оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. В рамках деятельности службы примирения (медиации) использует широкий спектр восстановительных программ: 

    • «Круг ответственности» - первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников,   с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность.
    • «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
    • «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
    • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.  
    • «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
    • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика  и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по  делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
    • «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
    • Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.
    • Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации  для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
       

       Также служба примирения проводит  тренинги и занятия с учащимися направленные  на обучение  конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода – прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.

        В службу примирения обязательно входят взрослые обученные специалисты (медиаторы и кураторы службы примирения), а также как правило юные волонтеры службы примирения (медиаторы-ровесники). Деятельность службы примирения не является психологической, социально-педагогической,  правозащитной, административной или дисциплинирующей деятельностью, это не «совет профилактики» и не «комиссия по урегулированию споров».  Служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы (хотя конечно соприкасается с деятельностью других специалистов, включаясь в общую систему школы и образовательного процесса)  в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ – 2015, а также   «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» МИНПРОСВЕЩЕНИЯ – 2020.
    Приложение 1
    Приложение 2

    ЧЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОМОГАЕТ ШКОЛЕ?

    Многие директора, администраторы и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда они не могут донести свою позицию до учеников, их родителей,  а также и сами не понимают, что хотят родители и педагоги (и почему они себя ведут «странно» и реагируют «неадекватно»). Мы встречались с мнением, что в школе не должно быть дискуссий и все должны только подчиняться распорядку, педагогам и  администрации, которым нужны все более жесткие дисциплинарные методы, но нам такая позиция не близка.
    Мы исходим из того, что в современном мире людям важно уметь сотрудничать и договариваться, а школа, в которой  встречаются несколько поколений, может им в этом помочь. Мы считаем что делать свой вклад в построение результативного образовательного процесса должны делать и педагоги, и администрация, и учащиеся, и их родители.  Важно помочь  им действовать ответственно  и согласованно (особенно там, где взаимодействие было нарушено и возник конфликт).
    Для налаживания конструктивного взаимодействия    школе нужен специалист школьной службы примирения (Ведущий восстановительных программ, медиатор), который умеет складывать доверие, организовывать диалог в сложных ситуациях, поддерживать ответственное поведение и взаимное понимание людей (даже тех , кого захватили сильные эмоции и вражда).

    Ведущий восстановительных программ не ищет решение ЗА людей, и не НАВЯЗЫВАЕТ им свое решение, а умеет создать условия, чтобы они нашли его САМИ. И чтобы их решение было в русле восстановительных принципов (ценностей).

    По сложившейся в России практике — позицию специалиста службы примирения может освоить кто-то из работников школы (чаще всего психолог, социальный педагог, учитель), но позиция специалиста службы примирения (медиатора) отличается от других специалистов и обладает своими ресурсами. При этом он не теряет свои профессиональные навыки (педагогические, психологические и т.д), а расширяет свои возможности для работы  с трудными ситуациями.  Анализируя  практику  Школьных служб примирения  в России мы видим, что опытный специалист службы примирения часто справляется с теми ситуациями, с которыми не удается справиться другим специалистам.
    В целом служба примирения поддерживает восстановительную культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, чувстве справедливости, а в итоге — развитии активного сообщества в пространстве школы.
     

    СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

    Школьная служба примирения (ШСП) —  это прежде всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая  решает возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру.
    Конечно, данная команда должна быть оформлена, чтобы люди понимали рамки своей работы. Но форма может быть разной: методическое объединение, клуб, подразделение в структуре, команда в рамках школьного самоуправления и пр. При этом мы рекомендуем, чтобы число отчетных бумаг в ШСП было минимальным (пакет типовых документов можем выслать), а главным оставалось содержание работы и помощь школе.
    Служба примирения создается добровольно. С одной стороны сложно обойтись без какого-либо административного ресурса, который создает условия, «подбадривает»  и рекомендует. Но если школа категорически против, либо в  школе нет человека, поддерживающего восстановительные принципы, то вынуждать такую школу создавать службу примирения бессмысленно и не нужно (пока не изменятся условия). Если же школа не категорически против создания службы примирения, то какую помощь служба примирения может оказать всем участникам образовательного процесса?

    В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

    Частые способы реагирования на конфликты в школе:

    • Административный (наказание или угроза наказанием)
    • Направление к психологу или социальному педагогу

    … а также порой встречаются деструктивные:

    • Травля (буллинг)
    • Изгнание их класса/школы
    • Давление (в  том числе в родительских чатах)
    • Манипуляции и т.п.
    • «Стрелки» среди подростков
    • Замалчивание

    В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.
    В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
    Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.
    Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
    Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
    Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
    Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

    Задачи службы примирения:

    • Снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.
    • Развитие восстановительных практик,  таких как «Восстановительная медиация» (Программа примирения), «Круг сообщества», Профилактические Круги и т. д.
    • Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
    • Включение восстановительного подхода в существующие в школе формы управления и воспитания (родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

    Структура службы примирения:

    В активно действующую школьную службу примирения входит один или несколько взрослых кураторов (руководителей), а также до 10 школьников-волонтеров (медиаторов-ровесников) старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.

    Все участники школьной службы примирения  отбираются и проходят обучение. Оно не такое длительное, как например, в профессии педагогов и психологов, но без обучения, скорее всего вместо позиции медиатора специалисты будут реализовывать привычные подходы (психолог — психологический, юрист — юридический и тому подобное). Для проведения обучения важно подбирать тренеров, которые сами имеют практику восстановительных программ в школах


    Использована информация с сайта 
    Школьные службы примирения 
    Антон Коновалов

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie